Структура листа финансовой модели.
Подходы к построению. Часть 1.
Зона названий показателей.
Построение листа финансовой модели. Структура листа.
Показатели, шкала времени, время, годы, месяцы, кварталы, числовые значения показателей.
Расскажем об обычном листе финансовой модели и о подходах к его построению.
Под обычными листами финансовой модели мы понимаем такие листы, как листы отчетов, листы промежуточных показателей и расчетов, листы исходных данных.
Напомним, что такие обычные листы финансовой модели имеют три основных зоны или области. Это зона «наименование показателей», или зона боковой шапки. Это зона «шкалы времени» или зона верхней шапки. И зона с цифрами или с числовыми значениями показателей.
Для всех таких листов, сколько бы их ни было в финансовой модели, принципы построения и подходы одни и те же. Если финансовая модель построена корректно, то на всех листах использованы и одни и те же принципы построения. Если она построена не очень корректно, тогда на разных листах были применены разные принципы и разные подходы к построению этих листов.
Давайте пройдем основные две зоны – это зона наименования показателей, и зона шкалы времени – и посмотрим, как можно подходить к их построению.
Здесь, в первой части темы, начнем с зоны показателей. Про зону шкалы времениво второй части. В третьей части рассмотрим дополнительные структурные элементы листа.
Показателей в модели может быть очень много – десятки и сотни. Поэтому их обязательно нужно группировать.

Группы показателей объединяются в разделы. Например, раздел основных средств. И внутри него – различные группы показателей по различным основным средствам. Расположить наименования показателей можно по-разному. На рисунке ниже представлен первый подход, когда названия показателей перечислены друг за другом в одном столбце. В этом же столбце указаны названия групп, названия разделов, но просто они выделены как-то по-другому, например, более жирно, подчёркнуто, или другим цветом. Это – вопрос стилистики, кому как нравится.
Ниже мы видим другой подход группировки показателей. Отличается он тем, что названия показателей прописаны в одном столбце, группы, к которым они относятся – в другом столбце, и раздел – в третьем столбце. Ширину колонок можно менять. При этом мы видим, что названия видны как и прежде хорошо. Преимуществом такого подхода является то, что здесь четко видна структура: разделы, группы, показатели. Иерархия и её ступеньки видны. Также, используя фильтры наверху, можно выделять фильтрами потом только нужные группы или разделы.
При первом подходе вроде бы как здесь все построено по одной линейке. Однако есть такие приемы, которые можно использовать, как, например, группировка данных. Мы можем сгруппировать показатели по группам, и потом, нажимая на минусы и плюсы, закрывать и открывать содержимое этих групп и даже разделов.
Названия показателей – это еще не все, что должно содержаться в этой области типового листа. Желательно также указывать единицы измерения и какие-то комментарии к каждому показателю. К решению этого вопроса тоже можно подойти разными способами. Например, после каждого показателя прописывать единицы его измерения и какие-то комментарии – это первый подход. Или, например, второй подход – выделить отдельные столбцы для единиц измерения, и для комментариев. В этом случае это будет выглядеть так, как на рисунке ниже.
Например, показатель в строчке измеряется в тысячах рублей и указывается без НДС. То есть мы можем выделить отдельные столбцы подровнять ширину, которая нам необходима, и на наш взгляд, это будет более корректный подход построению этой части.

Третье решение, которое нужно понять и принять, как мы будем строить этот раздел листа финансовой модели состоит в следующем. Ранее мы группировали показатели так: разделы, группы, показатели. Давайте посмотрим, как это выглядит на примере основных средств.
Например, какое-то основное средство, например, трактор, и все показатели, которые его касаются. Потом следующее основное средство, например, машина, и все однотипные показатели, которые его касаются. Это первый подход к построению структуры показателей.

Давайте рассмотрим второй подход. Меняем местами группы и показатели.
То есть при данном подходе мы перечисляем все основные средства для показателя – а трактор, машина, и так далее. Сначала для одного показателя, например, первоначальной стоимости, потом для второго, например, амортизации – тоже перечисляем все основные средства. При первом подходе, наоборот, сначала – основное средство и все показатели по нему, потом – второе основное средство и все показатели по нему.

Какой подход выбрать – это, пожалуй, нужно решать для каждого конкретного листа финансовой модели, и для каждого конкретного случая.
Где как удобнее, насколько широкие массивы данных планируется использовать, кто как привык работать, стилистические особенности и куча прочих факторов влияет – можно выбрать тот или иной подход.

Таким образом, для зоны имен показателей мы рассмотрели следующие выборы:
1. Выбор того, как указывать имена показателей – по одному принципу (в одном столбце), или по другому принципу (в нескольких разных колонках, с лестницей структуры).
2. Как указывать всякую дополнительную информацию по показателям: прописывать дополнительно по каждому показателю, или создавать отдельные колонки для каждой необходимой единицы информации: единицы измерения показателей, комментариев, или может быть еще несколько разных колонок, которые будут помогать указывать вспомогательную информацию для показателей.
3. Выбор, каким образом группировать показатели: когда они находятся в самом конце структуры, или когда они находятся где-то посередине структуры, а конечными звеньями в структуре являются основные средства, налоги, товары, или что-то еще.

Нажимая на кнопку, вы принимаете Положение и Согласие на обработку персональных данных.

 

Россия, г. Москва