Выбор базы для расчета относительных показателей в финансовых моделях
Как выбрать базу для расчета относительных показателей в финансовых моделях
Казалось бы, посчитать относительный показатель просто. Сравниваем 2 абсолютных показателя, и вот он – относительный. Но как сравнить? В этом то и сложность.
Сравнение не динамических показателей
Для сравнения сценариев с помощью таблицы, необходимо определить сравниваемые показатели и какие сценарии сравнивать. Строчками в таблице будут показатели, а столбцами – сценарии. Можно и наоборот, но первый вариант более удобно, т.к. показателей может быть много, а сценариев обычно несколько.

В таблице можно предусмотреть несколько разделов, например, такие как резюме, параметры (или ключевые исходные вводные), основные показатели (или результаты), дополнительные аналитические показатели. Примеры таких разделов ниже.
Рассмотрим, как в финансовой модели сравнить 2 однотипных показателя, относящихся в одному и тому же диапазону времени, на примере маржи.
Цена без маржи + Маржа = Цена с маржой
На сколько в процентах цена с маржой больше, чем цена без маржи?

Есть 2 способа, как сравнить и ответить на этот вопрос:
  • % = (Цена с маржой / Цена без маржи) – 1.
  • % = Маржа / Цена без маржи.

Например, Цена без маржи – 100, Маржа – 50, Цена с маржой – 150.

Тогда:

первым способом маржа составит: (150/100) – 1 = 50%,
вторым способом маржа составит: 50/150 = 33,3%.

Мы получили совсем разные результаты. Оба ответа правильные. Все зависит от использованного способа расчета показателя в финансовой модели. Можно сказать, что для расчета относительного показателя была выбрана разная база.

Эффект низкой базы дает более высокий относительный показатель.

Эффект высокой базы, наоборот, дает более низкий относительный показатель.

Большая разница в результатах расчета может давать пространство для манипуляций цифрами.

Поэтому, когда мы видим какой-то относительный показатель, всегда надо понимать, как именно он рассчитан.

Нажимая на кнопку, вы принимаете Положение и Согласие на обработку персональных данных.

 

Россия, г. Москва